09.06.2016
Анри Картье- Брессон - выдающийся фотограф 20 века. Он- создатель жанра фотодокументалистики. Он- первый, кто стал создавать не постановочные, а случайные кадры. Причем действительно эффектные кадры. Он- почитатель и обожатель пленочной камеры Leica 3й серии.

Да что уж там: совершенно невозможно передать масштаб личности этого Фотографа с большой буквы в одной статье.
Зато можно прислушаться к его советам.
Как говорится, учимся у великих.
Информация будет очень полезна всем, кто собрался повышать мастерство на продвинутых фотокурсах.
Итак, 10 советов великого Картье- Брессона.
Сразу уточняю: все фотографии в статье- сделаны им.
Совет 1. Всегда обдумывайте геометрию кадра. Что должно войти в кадр, а чему лучше остаться за его границей?
Объекты съемки всегда складываются в простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, круги, овалы, треугольники, ромбы.
Взгляд зрителя начинает движение с левого нижнего угла.

Блестящий автомобиль- символ движения.
Сперва взгляд попадает именно на него. А кузов - не что иное, как треугольник, далее трапеция двери, далее идет черный прямоугольник ( фигура женщины), затем белый ромб скатерти внизу, затем черный столбик (фигура старика). Таким образом мы получаем ритмичное движение взгляда зрителя на переднем плане. Мальчик- женщина- старик. Они смотрят в одну сторону.
Этот ритм нарушается фигурами 2х мужчин, сидящих на земле. Они заполняют пустоту между дверью и фигурой женщины и образуют переход: мальчик- дверь- женщина.
Изюминка переднего плана- овальная и яркая автомобильная фара на переднем плане. Она завершает композицию.
О чем это фото?
В простейшем объяснении: оно о преемственности поколений. О молодом и старом поколении, о времени и разнице взглядов. Ребенок и старики смотрят за границу кадра, они как бы видят то, что недоступно другим. Посмотрите только на то, какое серьезное лицо у мальчика! Как будто этим троим внезапно открылась какая- то истина. Нелегкая, но Истина.
В то же время молодые мужчины, сидящие у скатерти, думают о мирском. Перед ними пища, но не духовная, а физическая.
Смысл этой фотографии таков: только младенцам и старикам открыта истина, остальные слишком заняты мирскими делами и суетой. А суета и духовный поиск- несовместимы.
Конечно же, нам с Вами, уважаемый ученик, далеко до способности ТАК ловить кадры. Тут нужно гениальное чутье и интуиция: не только увидеть кадр, но и вовремя нажать на кнопку. Чтобы взгляды действующих лиц не остекленели, не застыли.
Совет 2. Терпение и только терпение.
Фотограф подобен снайперу, охотнику.
Он сидит в засаде и ожидает свою добычу, свой удачный кадр.
Не нужно бросаться с фотокамерой на каждого прохожего.
Нужно сесть и терпеливо ждать.

Как это было тут.
Нет, меня , конечно, рядом с автором фото рядом не было. Меня в ту пору вообще еще не было.
Но, как опытный фотограф, я могу с уверенностью утверждать, что Картье-Брессон заметил мальчика 2мя большими бутылками ( вино?) еще в начале улицы. А затем фотограф выбрал точку съемки и занял позицию. Когда пацан дошел до угла и повернул, осталось лишь нажать на спусковую кнопку. Очень удачно сзади оказались девочки: они смотрят на объект съемки, одна даже открыла рот.
Думаю, фотограф сделал 2- 3 кадра. Его Leica не позволяла снимать быстрее 1 кадра в секунду( знаю по опыту работы с такой же пленочной камерой). А затем оставил лишь 1. Но зато самый интуитивно верный.
Продолжение советов читайте в следующем уроке фотографии.
Продолжение следует.
С уважением (ко всем, кому хватило терпения дочитать), Виктор Седов, преподаватель фотокурсов.