03.06.2016
Давным давно, когда деревья были большими...
Нет, скорее так: давным давно, когда цифровых фотоаппаратов не было и в помине, и мы даже не знали, что через 15-20 лет они заполонят все вокруг.
Когда мы и представить себе не могли смартфоны, да и вообще сотовые телефоны с цифровой камерой.
В эти старые времена фотосъемка велась на пленку.
Об истории развития фотографии можно почитать в более раннем уроке фотографии.
Вся фишка в том, что съемка на фотопленку заняла гигантский период в развитии фотоискусства. Где- то с 30х и до 95х годов прошедшего века.
Самым великим достижением считалась пленка на 36 кадров и светочувствительностью 800-1600 ISO.
Как же велась фотосъемка на пленку и дальнейшая обработка?
1.Сперва вставляем фотопленку в фотоаппарат.
Накручиваем ее на приемный барабан и следим, чтобы перфорация попала на зубчики.

2.Закрываем крышку и проматываем пару засвеченных кадров.
Первые 2-3 кадра засвечивались, и их нужно было отмотать.
3. Фотографируем.
Вот уж тут процесс ничем почти не отличался от съемки на цифровики.
Те же выдержка и диафрагма.
Кроме, разве что, того, что кадр посмотреть сразу нельзя и еще 36 кадров всего. Как 36 кадров заканчивались- отматываем пленку и вставляем следующий моток на 36.
4.Относим отснятую пленку в лабораторию, где ее проявляют. Дня через 2-3 забираем негативы.

5. Дома режем этот моток на 5-6 кадров и убираем в сливеры.
6. Отбираем кадры и отдаем на печать.
Величайшим опытом и умением было перевести в уме негатив в позитив.
7.Сдаем отобранные кадры на негативах в лабораторию, их там печатают. Забирать можно дня через 3-4.
Вот и все.
В чем недостатки пленочной фотографии?
Долго и дорого. От процесса съемки до того момента, как Вы увидете кадр, проходила неделя. Минимум. Цена пленки была в районе 45 тогдашних рублей. Проявка 15 рублей. Печать 1 кадра 13х18 - 10 рублей. А снимал фотограф от 2 до 5ти пленок за один раз. Вот и посчитайте.
В чем преимущества пленочной фотографии?
В ней есть свой шарм, ибо любой кадр, полученный с пленки зернист. Нет там цифрового шума, но есть зерно. Смотрите на пример.

Плюс есть широкий динамический диапазон: это фото получено без всяких масок и Фотошопа. Никакой цифровик не даст ТАК проработать и солнце и пузыри. Все будет либо темным, либо пересвеченным.
Осталось ли место для пленки сейчас?
Пожалуй, да. Но это уже экзотика.
А я рад, что застал окончание пленочной эры фотографии. Надеюсь, я смог хоть чуть- чуть передать ее шарм ,выразительность и преимущества в этой пятничной статье.
С уважением, Виктор Седов. Преподаватель фотошколы.